Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
На примере фильмов Криса Маркера Валентин Дьяконов и Алексей Артамонов обсудят, как изображения и текст становятся материалом памяти и формой, в которой выражается субъективность взгляда.
Крис Маркер — человек-легенда. За 60 лет своей кинематографической и политической активности он неоднократно объехал весь мир, следя с камерой за творившейся историей. Можно было бы сказать, что Маркер — один из самых известных документалистов, но это не будет полной правдой. Во-первых, потому, что в России его все еще не знают, хотя она всегда была для Маркера одним из главных источников вдохновения — начиная с «Письма из Сибири» (1957) и заканчивая «Гробницей Александра» (1992). А во-вторых, все работы Маркера являются литературой не в меньшей степени, чем кино. Это фильмы-эссе (данный термин был впервые применен Андре Базеном, легендарным теоретиком кино, именно в отношении «Письма из Сибири»), свободные и независимые, не подчиненные диктату объективности, а значит — художественные.
В умении соединить проницательность взгляда с личной рефлексией, слово с изображением, политику с любовью сложно найти равных Маркеру. Его фильмы — «исторические и политические, но снятые поэтом»: именно так Базен охарактеризовал «Письмо из Сибири». Неподдельный интерес и уважение к Другому в культурном, социальном и просто общечеловеческом смысле всегда определяли творчество Маркера и в полной мере проявились уже в снятом совместно с Аленом Рене фильме «Статуи тоже умирают» (1953), где проблемы черных в финале приравнивались к проблемам других угнетенных (в результате этого сопоставления фильм на десять лет был запрещен к показу в голлистской Франции). Для Маркера способом избежать колониального отношения к чужой культуре и ее экзотизации было сохранение в кинематографе своего субъективного отношения, и главным его инструментом для этого были слова. Он не верил в объективность, ему было нечего предложить, кроме себя самого. Политичность подхода к описанию реальности воплотилась для него в форме киноэссе.
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте новости о последних мероприятих Музея «Гараж» первым